Об усиленной квалифицированной электронной подписи в части подписания экспертного заключения, составленного в форме электронного документа

Задайте вопрос о наших услугах
по тел. +7 (343) 219-46-26,

              +7 (351) 729-88-40

Пишите на почту: 725@archa-sv.ru

Позиция Минэкономразвития России N Д06-6556 27.08.2014

 

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение по вопросу требований к подписанию экспертного заключения, составленного в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью и сообщает.

 

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 нюня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

 

Положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»(далее - Закон) предусмотрено составление экспертного заключения на отчет об определении кадастровой стоимости на бумажном носителе и в форме электронного документа. Требования к экспертному заключению и порядку его утверждения установлены федеральным стандартом оценки «Виды экспертизы, порядок се проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО №5)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2011 г. № 328 (далее - ФСО № 5).

 

Пунктом 4 ФСО № 5 установлено, что под экспертизой отчета об оценке понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков я целях проверки отчета, подписанного оценщиком (оценщиками), являющимся (являющимися) членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы. При этом в соответствии с требованиями пункта 20 ФСО № 5 экспертное заключение составляется в письменной форме и должно быть подписано экспертом (экспертами), проведшим (проведшими) экспертизу отчета об оценке, утверждено руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, заверено руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков или иным уполномоченным лицом и утверждено в порядке, установленном саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с требованиями Закона.

 

Одновременно согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №63-Ф3 «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

 

Учитывая изложенное, Департамент полагает необходимым подписание экспертного заключения, составленного в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью экспертом (экспертами), проведшим (проведшими) экспертизу отчета об оценке, а также иными лицами, предусмотренными вышеуказанными требованиями ФСО № 5, а также порядком, установленным саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с требованиями Закона.

 

Заместитель Директора Департамента
корпоративного управления
Н.Н. Бабичева